Демиург – это греческое слово, которое возникло от demos (люди) и urgos (работа), как следствие, его перевод  – сотворивший людей, создатель человечества.

Демиург в мифологии

Мифология именует демиурга ремесленником, кузнецом, гончаром, ткачом. Мифы отдельных народов повествуют о своих отдельных демиургах, которые проявили свои качества не только как мастера и работники, но и как божественные создания. Так, в греческой мифологии Гефест (покровитель кузнечного дела) смастерил щит, который олицетворял образец творения мира, а в финской мифологии Сеппо Ильмаринен (бог воздуха и погоды) создал солнце и луну путём кузнечного ремесла. В индуизме демиург представлен как Вишвакарман – творец мира, а в культуре Древнего Египта фигурируют бога Хнум и Птах, Хнум сваял человека на гончарном круге, а Птах создал мир с помощью языка и сердца. В ряде мифологий демиурга описывают как создателя не просто мира, но и всей Вселенной, и соответствующих ей явлений. Согласно некоторым  представлениям демиург занимает позицию ведущего помощника Творца всего сущего.

Демиург в философии

В философии понятие демиурга появилось благодаря Платону, который описывает то, как демиург создал весь видимый космос, и трактует ремесленника как “Ум”, который творит путем упорядочивания материи, причем сам он эту матрию не создаёт, а просто формирует мир из того, что уже есть. Алкиной относит демиурга к части Бога, которая мыслит под давлением божественных механизмов и свойств Ума. Во 2 веке нашей эры философ неопифагореец из Греции Нумений Апамейский называет демиурга вторым богом, который занят и формированием божественных идей, и практическим сотворением мира из материи под влиянием Ума, от которого и исходят божественные идеи.

Демиург в христианском богословии

В христианском богословии демиург – это и есть Бог, Зиждитель и т. д., то есть тот, кто устроил всё в этом мире и даже за его пределами. В таком ключе демиург может считаться как свободным художником, который сам создал всё то, что придумал, так и мастером, который из готовых материалов сформировал мир и все его составляющие. В патристике термин демиург применяют как к Отцу, Сыну и Святому духу в целом, так и называя каждую часть Божественной Троицы демиургом. Василий Кесарийский, который жил в 4 веке, утверждал, что понятие демиурга относится в первую очередь к Сыну, так как он всё создавал под влиянием Отца, воплощавшего духовную мысль, которую Сын преобразовывал в практическом ключе, при этом Святой Дух выполнял функцию совершения, то есть завершал созданное Отцом и Сыном.