Путь к эре милосердия

Свой самый успешный фильм выдающийся режиссер Станислав Говорухин снял по мотивам романа братьев Вайнеров «Эра милосердия». Однако режиссерский сценарий существенно отличался от замысла авторов. К тому же, свою лепту в его написание внес председатель Гостелерадио Сергей Лапин, сделав финал фильма более оптимистичным, ведь в романе братьев Вайнеров погибал не только боевой товарищ Шарапова Левченко, поневоле ставший бандитом, но и возлюбленная героя Варя Синичкина.

Со дня премьеры фильма «Место встречи изменить нельзя» прошел не один десяток лет, всем давно известно, что банда «Черная кошка» будет обезврежена, а полюбившийся зрителям Шарапов благополучно избежит опасности, но люди продолжают вновь и вновь пересматривать его. Пожалуй, секрет его популярности заключается в целой галерее ярких образов, созданных замечательными актерами, и в серьезной моральной проблеме, поставленной создателями фильма: все ли средства хороши на пути к эре милосердия?

Главные герои

В роли бескомпромиссного, готового любыми, порою не самыми законными методами посадить преступника в тюрьму капитана милиции Глеба Жеглова Станислав Говорухин с самого начала видел только Владимира Высоцкого. Однако авторы сценария рассматривали и других кандидатов, в том числе Сергея Шакурова и Николая Губенко. К счастью, режиссеру удалось отстоять своего кандидата. Высоцкий стал идеальным Жегловым – жестким, напролом идущим к своей цели, не всегда замечая на своем пути сломанные человеческие судьбы.

На роль товарища и в то же время антагониста Жеглова Владимира Шарапова рассматривалось несколько кандидатур. Поначалу Говорухин хотел пригласить Николая Губенко, но Высоцкий убедил режиссера, что они с потенциальным партнером слишком похожи по типажу. Затем на роль Шарапова пробовались Евгений Герасимов, Андрей Градов, в конечном итоге сыгравший Тараскина, и Евгений Леонов-Гладышев, утвержденный на небольшую роль Васи Векшина.

Шарапова сыграл Владимир Конкин, уже получивший всесоюзную известность после исполнения роли Павла Корчагина в экранизации романа Николая Островского «Как закалялась сталь». Несмотря на то, что герой Владимира Конкина может показаться слишком мягким и лиричным для бывшего командира разведроты, именно такой Шарапов, идущий к справедливости дорогой милосердия, запомнился и полюбился зрителям.

Интересно, что когда съемки фильма уже были в разгаре, режиссер вспомнил о Леониде Филатове, подумав, что из него бы получился идеальный Шарапов – более сильный и способный на равных противостоять Жеглову.

Галерея образов

 Любимую девушку Володи Шарапова Варю Синичкину сыграла ленинградская красавица Наталья Данилова. В дальнейшем она исполнила немало интересных ролей, в частности – в фильмах «Маленькие трагедии», «Тайна «Черных дроздов»», «Отцы и дети», но многие зрители по-прежнему помнят и любят ее как Варю Синичкину из фильма «Место встречи изменить нельзя».

В фильме представлена целая галерея ярких образов преступников. Причем некоторые из них выглядят вполне безобидными. Ларисе Удовиченко Говорухин первоначально предлагал сыграть Варю Синичкину, однако она предпочла острохарактерную роль Маньки-Облигации и справилась с ней блестяще. В роли наивного и бесхитростного Вальки Копченого выступил любимец зрителей Леонид Куравлев, хорошо известный по работам в фильмах «Живет такой парень», «Вий», «Золотой теленок», «Иван Васильевич меняет профессию», «Семнадцать мгновений весны», «Афоня».

Совершенно неповторимый образ карманника Кирпича, сразу сделавший его знаменитым, создал Станислав Садальский. В дальнейшем он укрепил свою популярность, исполнив главную роль в фильме Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово».

Воплощением настоящего зла стали в фильме члены банды «Черная кошка». Холодного и бесстрастного Горбатого – главу банды – сыграл выдающийся мастер советского театра и кино Армен Джигарханян. В роли внешне эффектного, но жестокого и беспощадного Фокса выступил красавец Александр Белявский, который, казалось, призван был играть лишь положительных героев. Самый сложный и неоднозначный персонаж – Левченко – достался Виктору Павлову. В небольшой роли актеру удалось прожить целую жизнь безнадежно запутавшегося и обреченного на гибель человека. Важно, что именно смерть Левченко – фронтовика, ставшего бандитом, но не предавшего своего боевого командира, – навсегда разделила Жеглова и Шарапова.

В фильме снималось еще немало замечательных актеров – Евгений Евстигнеев, Сергей Юрский, Всеволод Абдулов, Наталья Фатеева, Валерия Заклунная, Екатерина Градова. В одной из эпизодических ролей появился молодой Александр Абдулов.

К сожалению, эра милосердия до сих пор не настала, и зрители, многократно пересматривая давно ставший культовым фильм Станислава Говорухина, по-прежнему могут размышлять о том, чей путь – бесстрастного, прямолинейного Жеглова или доброго, гуманного Шарапова –быстрее приведет к ней.