В Беларуси вновь поднимается вопрос о пенсионной реформе. Повышать пенсионный возраст в стране начали больше двух лет назад. К такому непопулярному шагу правительство вынудили, с одной стороны, требования МВФ, с другой – сложная демографическая ситуация, сложившаяся на всем пространстве СНГ после 90х. 11 апреля 2016 г. Александром Лукашенко был подписан указ о «Совершенствовании пенсионного обеспечения в изменяющихся социально-демографических условиях» Согласно указу, в Беларуси началось постепенное, но неотвратимое повышение пенсионного возраста. Ежегодно минимальный возраст выхода на пенсию будет повышаться на полгода. Если до реформы женщины уходили на законную пенсию с 55, а мужчины – с 60 лет, то к 2022 возраст выхода на пенсию у женщин достигнет 58, а у мужчин – 63 лет. Кроме того, необходимый стаж для получения пенсии по возрасту каждые полгода также повышается на 6 месяцев. В настоящее время он составляет 16 с половиной лет. К 2025 минимальный стаж должен повыситься до 20 лет.

Что думают люди и о чем говорят эксперты

Повышение пенсионного возраста – одна из самых непопулярных мер, и отношение населения к данной реформе крайне сложное. Согласно опросам НИСЭПИ, лишь 19% населения в 2016 отнеслись к такому нововведению позитивно. 70% опрошенных оценили инициативу государства по увеличению пенсионного возраста и минимального стажа негативно. 11% затруднились с ответом.

Индивидуальный инвестиционный счет
  • От 50 000 ₽

    Первый взнос

  • 13%

    Гарантированный налоговый вычет

  • Доход

    Выше инфляции

Реакция людей понятна. Многие считают себя обманутыми из-за того, что социальные гарантии государства становятся более зыбкими. Большинство людей не представляют себе, как будут работать в полную силу, из-за проблем со здоровьем, которое после пятидесятилетнего рубежа у подавляющего большинства заметно слабеет. Некоторые говорят прямо, что большинство будущих пенсионеров просто не доживает до установленной государством новой возрастной пенсионной планки. Особенно это касается мужчин, которые, по статистике, уходят из жизни раньше, чем женщины.

Анализ ситуации с пенсионной реформой заставляет государство поднять вопрос о повышении пенсионного возраста снова. Уже через несколько лет в пенсионном обеспечении вновь возникнет напряжение. С чем это связано?

Увеличение населения, наблюдавшееся с 2013 – последствия «бэби-бума» конца 80х. В ближайшие года демографическая «яма» вновь напомнит о проблемах. Кроме того, по прогнозам ООН, во всем мире в ближайшие годы количество нетрудоспособного населения будет увеличиваться, а трудоспособного – снижаться. «Старение» населения планеты – печальная реальность, с которой придётся считаться, заявляют многие эксперты.

Мировой кризис, который все чаще дает о себе знать, будет только усиливаться и обостряться. Кроме того, эксперты установили, что настоящее время, в среднем, продолжительность жизни на пенсии у женщин составляет около 25 лет, у мужчин – всего 15. Сторонники гендерного равенства предлагают уравнять пенсионный возраст у мужчин и у женщин, установив возраст выхода на пенсию для всех на отметке в 65 лет.

Несовершенство экономических механизмов

Крайне раздраженную реакцию народа вызывает также и то, что экономические механизмы пенсионной реформы продуманы недостаточно хорошо. Некоторые депутаты и эксперты рекомендуют населению пересмотреть свои расходы, «изменить поведение» и начинать копить сбережения для выхода на пенсию с молодости. Такие предложения вызывают иронические улыбки у большинства людей. Почему?

Переход от распределительной системы пенсионного обеспечения к накопительной нельзя совершить в течение нескольких лет. Такие механизмы меняются десятилетиями. К тому же многие люди, пережившие 90е, имеют негативный опыт и не доверяют накопительным институтам государства, опасаясь, что накопления могут «сгореть» в результате банкротства банков или «раствориться» в процессе инфляции.

Долгосрочные депозиты из-за высокого уровня инфляции становятся неэффективными, а пенсионные фонды развиты недостаточно, а то и крайне слабо. В любом случае, надежных накопительных механизмов, гарантирующих сохранность отложенных «на старость» финансовых ресурсов, на сегодняшний день в Беларуси, по мнению большинства опрошенных людей, нет.