Отношение к барбершопам у представителей сильной половины человечества весьма неоднозначное. Одни считают эти заведения излишеством, а другие – являются их постоянными посетителями. Впрочем, появление барбершопов – вовсе не временное явление, а вполне закономерный процесс, уходящий корнями глубоко в историю.

Откуда взялись барбершопы?

Культура мужского парикмахерского искусства зародилась еще в античности, когда роль цирюльников выполняли рабы, а сам процесс стрижки знати превращался в длительный и даже торжественный ритуал.

Однако полноценные аналоги современных барбершопов появились лишь в средние века во многих европейских странах. В эту эпоху цирюльник считался, без преувеличения, знаковой фигурой. Профессионалов знали по именам, секреты мастерства передавались из поколения в поколение, а в самих заведениях царила особая атмосфера. Каждый вельможа имел собственного брадобрея, который пристально следил за модой и давал возможность господину выглядеть по-настоящему изысканно. Специалист имел в своем арсенале дорогие инструменты, наборы благовоний, эфирных масел, присыпок и прочих средств, рецептура которых держалась в тайне. Кстати, эксклюзивность косметических средств и дороговизна инструментария – отличительное качество и современных барбершопов,

Средневековый парикмахер не просто стриг волосы, но и зачастую выполнял все гигиенические процедуры. В эпоху Возрождения цирюльники одновременно являлись и банщиками, поэтому каждый клиент получал не только внешнюю красоту, но и имел возможность помыться, а также избавиться от блох и вшей, которые в ту пору были обычным делом.

С годами функционал цирюльников расширился еще больше: они объединились с врачами, и многие из парикмахеров могли легко оказать и хирургические услуги – от вырывания больного зуба до кровопускания.

В 17-18 веках услуги цирюльников были доступны лишь состоятельным людям, причем как в Европе, так и в России. Именно поэтому «барбершопы» того времени противопоставлялись уличным брадобреям. Последние носили с собой повсюду чемоданчик с инструментами, а также складной стул, и поэтому могли оказать небогатому франту минимальный набор услуг буквально в любом месте.

Барбершоп – мужской клуб

Самое интересное развитие барбершопы приобрели в Новом Свете. Северная Америка позапрошлого века стала местом, где мужские цирюльни стали по-настоящему культовыми. От классических европейских заведений американцы переняли не так много, а именно:

  • исключительно мужское предназначение;
  • виртуозное использование опасной бритвы;
  • парикмахеры только мужского пола;
  • возможность проводить в заведении свободное время.

Для американцев барбершоп стал настоящим клубом, куда можно было ходить хоть каждый вечер. Конечно, бритье было вовсе не единственной целью визита. В заведении можно было выпить пива, сыграть в бильярд, обсудить последние новости. Более того, само по себе «наведение красоты» вообще отошло на второй план, а на первом были дружеские посиделки.

Все изменилось с изобретением электробритвы, которая молниеносно завоевала невероятную популярность. Прежде всего, отпала необходимость пользоваться дорогостоящими услугами мастера, ведь теперь добиться идеально гладкого лица можно было за считанные минуты в домашних условиях. Во-вторых, поменялся сам ритм жизни, в котором многочасовое просиживание в барбершопе уже стало непозволительной роскошью. Окончательные коррективы в эту тенденцию внесла Вторая мировая война.

Так закончилась золотая эра барбершопов, и на несколько десятилетий это явление почти исчезло.

Эпоха забвения

На долгие годы забота о внешности не просто отошла на второй план. Сформировались стереотипы, согласно которым чрезмерно ухоженный мужчина вызывал негативную реакцию со стороны окружающих. В 20 веке бритье вне дома считалось излишеством, изысканные стрижки – признаком пижонства, а понятие «мужской маникюр» и вовсе считалось ругательным для большинства мужчин.

Максимум, на что можно было расчитывать, – стандартные стрижки в обычной парикмахерской. В ряде мест допускалось подравнивание усов и бороды. Впрочем, последняя долгие годы была немодным и устаревшим атрибутом.

Казалось бы, прошлому не суждено вернуться, и барбершопы навсегда останутся лишь элегантным рудиментом былых времен. Однако за минувшее десятилетие ситуация кардинально изменилась: барбершопы нового формата буквально ворвались в современную реальность.

Современные барбершопы

Возрождение барбершопов было, по большому счету, неминуемым. Классические парикмахерские, где всем подряд оказывали традиционный набор незамысловатых услуг, остались лишь в глухой провинции. Им на смену пришли профессиональные салоны красоты, ориентированные, преимущественно, на женщин. Мужская ниша долгое время пустовала – ровно до тех пор, пока борода вновь не стала ультрамодной.

Чем же отличаются барбершопы от обычных салонов?

  1. Оригинальный стиль оформления, зачастую – в подчеркнуто брутальном формате.
  2. Широкий спектр специфических мужских услуг (всевозможные стрижки, оформление бороды и усов, укладки).
  3. Наличие профессиональной косметики для бороды, работа с нишевыми парфюмерными брендами.
  4. Своеобразная атмосфера – возможность выпить кофе и пообщаться в узком кругу.
  5. Выведение линий бороды опасной бритвой – как высшее проявление мастерства.

С годами спектр услуг барбершопов расширяется. Так, многие заведения предлагают мужчинам закамуфлировать седину, выполнить окрашивание, сделать чистку лица, удалить нежелательные волосы на лице и шее, оформить брови, а также сделать маникюр и педикюр.

В московских барбершопах цены на мужскую стрижку начинаются от 1300 р, оформление бороды и усов – от 1000 р. Изначально диапазон цен был еще выше, однако с появлением большого количества подобных заведений, услуги стали гораздо доступнее.

Что ждёт барбершопы в будущем?

Несмотря на то, что барбершопы в настоящее время активно развиваются и открываются даже в маленьких городах, можно сказать, что их пик – уже позади. Самые предприимчивые бизнесмены «сняли сливки» ещё тогда, когда только начала появляться мода на фактурные бороды, пришедшие на смену стандартам гладкого бритья. Сегодня бороды разной длины и формы носят все представители сильного пола – от студентов до офисных работников. Именно поэтому будущее барбершопов будет развиваться двумя путями.

С одной стороны, ряд подобных заведений будет двигаться в строну «элитарности», либо сохранять уже имеющийся соответствующий статус. Барбершопы такого уровня будут усиливать свою камерность, развивая клубный формат. Соответствующая атмосфера, именитые мастера, эксклюзивные косметические материалы – все эти атрибуты останутся неизменными и весьма важными для узкого круга устоявшейся клиентуры.

С другой стороны, большая часть барбершопов уйдёт в сторону массовости. Отчасти они будут ближе к формату «мужской парикмахерской», при этом сохраняя определеную аутентичность. Такое положение вещей вполне обосновано, ведь большинство клиентов хотят получить минимальный набор качественных услуг (стрижка и оформление бороды), при этом не усложняя данный процесс и не расставаясь в итоге с внушительной суммой.